Человечье сердце

Как устроено сердце человека, как оно работает, каковы его функции? Все это изучается в школьном курсе биологии, но с годами забывается. Внимание к этому небольшому, но мощному органу появляется позже, особенно в связи с различными заболеваниями. Чем же уникально сердце — творение природы, которое не знает остановок в течение всей жизни человека? Об этом поговорим сегодня.

Как устроено сердце человека

Человеческое сердце разные народы рассматривают как вместилище романтических чувств, ума или души. Оно имеет большое значение во многих культурах и издревле привлекало к себе внимание.

Прежде всего, сердце интересно тем, что его форма и размеры зависят от возраста, пола, телосложения и состояния здоровья каждого человека. Образно орган обычно сравнивают с кулаком средних размеров и весом около 500 г. Данные показатели широко варьируются, но в любом случае сердце человека выглядит совершенно не так, каким мы привыкли его видеть на валентинках и открытках. Если хотите знать, как выглядит ваше сердце, рекомендуем обратиться к доктору и провести УЗИ органа. Таким образом удастся также выявить возможные патологии сердечно-сосудистой системы.

Строение сердца: анатомия тканей и клеток

Сердце относят к мышечным органам, однако, ошибочно считать, что оно состоит из одних лишь мышечных волокон. Стенка сердца включает три слоя, каждый из которых имеет свои особенности:

1. Эндокард — это внутренняя оболочка, выстилающая поверхность камер. Она представлена сбалансированным симбиозом эластичных соединительных и гладкомышечных клеток. Очертить чёткие границы эндокарда практически нереально: истончаясь, он плавно переходит в прилегающие кровеносные сосуды, а в особо тонких местах предсердий срастается прямо с эпикардом, минуя средний, самый обширный слой – миокард.

2. Миокард — это мышечный каркас сердца. Несколько слоёв поперечнополосатой мышечной ткани соединяются таким образом, чтобы быстро и целенаправленно реагировать на возбуждение, возникшее в одной области и проходящее всему органу, выталкивая кровь в сосудистое русло. Помимо мышечных клеток, в миокард входят P-клетки, способные передавать нервный импульс. Степень развития миокарда в отдельных областях зависит от объёма возложенных на него функций. К примеру, миокард в области предсердий куда тоньше желудочкового.

В этом же слое находится фиброзное кольцо, анатомически разделяющее предсердия и желудочки. Такая особенность позволяет камерам сокращаться поочерёдно, выталкивая кровь в строго определённом направлении.

3. Эпикард — поверхностный слой сердечной стенки. Серозная оболочка, образованная эпителиальной и соединительной тканью, является промежуточным звеном между органом и сердечной сумкой — перикардом. Тонкая прозрачная структура защищает сердце от повышенного трения и способствует взаимодействию мышечного слоя с прилегающими тканями.

Снаружи сердце окружено перикардом — слизистой оболочкой, которую иначе называют сердечной сумкой. Она состоит из двух листков — наружного, обращённого к диафрагме, и внутреннего, плотно прилегающего к сердцу. Между ними находится заполненная жидкостью полость, благодаря которой снижается трение во время сердечных сокращений.

Камеры и клапаны

Полость сердца разделена на 4 отдела:

  • правое предсердие и желудочек, заполненные венозной кровью;
  • левое предсердие и желудочек с артериальной кровью.

Правая и левая половины разделены плотной перегородкой, которая препятствует смешиванию двух видов крови и поддерживает односторонний кровоток. Правда, эта особенность имеет одно небольшое исключение: у детей, находящихся в утробе, в перегородке присутствует овальное окно, через которое кровь смешивается в полости сердца. В норме к рождению это отверстие зарастает и сердечно-сосудистая система функционирует, как и у взрослого. Неполное закрытие овального окна считается серьёзной патологией и требует оперативного вмешательства.

Между предсердиями и желудочками попарно расположены митральный и трёхстворчатый клапаны, которые удерживаются благодаря сухожильным нитям. Синхронное сокращение клапанов обеспечивает односторонний ток крови, препятствуя смешиванию артериального и венозного потока.

От левого желудочка отходит самая большая артерия кровеносного русла — аорта, а в правом желудочке берёт своё начало лёгочный ствол. Чтобы кровь передвигалась исключительно в одном направлении, между камерами сердца и артериями находятся полулунные клапаны.

Приток крови обеспечивается благодаря венозной сети. Нижние полые вены и одна верхняя полая вена впадают в правое предсердие, а лёгочные, соответственно, в левое.

Анатомические особенности сердца человека

Поскольку от нормальной работы сердца напрямую зависит обеспечение остальных органов кислородом и питательными веществами, оно должно идеально подстраиваться под изменчивые условия окружающей среды, работая в различном диапазоне частот. Такая изменчивость возможна благодаря анатомическим и физиологическим особенностям сердечной мышцы:

  1. Автономия подразумевает полную независимость от центральной нервной системы. Сердце сокращается от импульсов, продуцированных им самим, поэтому работа ЦНС никак не влияет на частоту сердечных сокращений.
  2. Проводимость заключается в передаче образованного импульса по цепочке другим отделам и клеткам сердца.
  3. Возбудимость подразумевает мгновенную реакцию на изменения, протекающие в организме и вне его.
  4. Сократимость, то есть сила сокращения волокон, прямо пропорциональная их длине.
  5. Рефрактерность — период, во время которого ткани миокарда невозбудимы.

Любой сбой в этой системе может привести к резкому и неконтролируемому изменению ЧСС, асинхронности сердечных сокращений вплоть до фибрилляции и летального исхода.

Фазы работы сердца

Чтобы непрерывно продвигать кровь по сосудам, сердце должно сокращаться. Исходя из стадии сокращения, выделяют 3 фазы сердечного цикла:

  • Систола предсердий, во время которой кровь поступает из предсердий в желудочки. Чтобы не препятствовать току, митральный и трёхстворчатый клапан в этот момент раскрываются, а полулунные, наоборот, закрываются.
  • Систола желудочков подразумевает продвижение крови дальше к артериям через открытые полулунные клапаны. При этом створчатые клапаны закрываются.
  • Диастола включает наполнение предсердий венозной кровью через открытые створчатые клапаны.

Каждое сердечное сокращение длится примерно одну секунду, но при активной физической работе или во время стресса скорость импульсов увеличивается за счёт сокращения длительности диастолы. Во время полноценного отдыха, сна или медитации сердечные сокращения, наоборот, замедляются, диастола становится длиннее, поэтому организм активнее очищается от метаболитов.

Анатомия коронарной системы

Чтобы полноценно выполнять возложенные функции, сердце должно не только перекачивать кровь по всему организму, но и само получать питательные вещества из кровеносного русла. Аортальная система, несущая кровь к мышечным волокнам сердца, называется коронарной и включает две артерии — левую и правую. Обе они отходят от аорты и, продвигаясь в противоположном направлении, насыщают клетки сердца полезными веществами и кислородом, содержащимся в крови.

Проводящая система сердечной мышцы

Непрерывное сокращение сердца достигается за счёт его автономной работы. Электрический импульс, запускающий процесс сокращения мышечных волокон, генерируется в синусовом узле правого предсердия с периодичностью 50–80 толчков в минуту. По нервным волокнам атрио-вентрикулярного узла он передаётся к межжелудочковой перегородке, далее — по крупным пучкам (ножкам Гиса) к стенкам желудочков, а затем переходит на более мелкие нервные волокна Пуркинье. Благодаря этому сердечная мышца может поступательно сокращаться, выталкивая кровь из внутренней полости в сосудистое русло.

Образ жизни и здоровье сердца

От полноценной работы сердца напрямую зависит состояние всего организма, поэтому целью любого здравомыслящего человека является поддержание здоровья сердечно-сосудистой системы. Чтобы не столкнуться с сердечными патологиями, следует постараться исключить или хотя бы свести к минимуму провоцирующие факторы:

  • наличие лишнего веса;
  • курение, употребление алкогольных и наркотических веществ;
  • нерациональную диету, злоупотребление жирной, жареной, солёной пищей;
  • повышенный уровень холестерина;
  • малоактивный образ жизни;
  • сверхинтенсивные физические нагрузки;
  • состояние непреходящего стресса, нервное истощение и переутомление.

Зная чуть больше об анатомии сердца человека, постарайтесь сделать над собой усилие, отказавшись от разрушительных привычек. Измените свою жизнь к лучшему, и тогда ваше сердце будет работать, как часы.

Источник: www.oum.ru

«Счастлив, кто помнит о своем земном конце и старается удержаться от привязанностей к наслаждениям мира; многократное ублажение примет он в час смерти», – пишет святой Исаак Сирин (Слово 8).

«Память о смерти была неотступно в мыслях всех праведных, во дни земной их жизни. Ею они побуждали себя к подвигам и трудам, представляя себе, что хотя бы и сто лет пришлось провести в них, но все-таки смерть придет и, прекратив их, введет будущий век, за земное терпение ждет радость, а за подвиги и труды – награда в обителях Небесного Отца» (Феодор Студит. Огласит. поучение, 3). Этой памятью о смерти побуждали они себя к непрестанному покаянию и слезам. «По истине много добродетелей вмещает в себе память о смерти, – говорит Филофей Синаит. – Она – мать плача, руководит в воздержании, она рождает молитвы и слезы, сторожит сердце, производит рассудительность. От нее – особый страх Божий и очищение души» (§ 38). «Как хлеб нужнее всех других яств, так мысль о смерти полезнее многих добродетелей, – читаем в Лествице, степ. 6, – потому полезнее, что, помня о смертном часе, человек может правильно смотреть на жизнь и не увлекаться ее соблазнами». Память о смертном часе приятна христианину, любящему Бога, еще и по другим основаниям. «Как тот, кто ждет прихода или встречи любимого друга, постоянно думает о часе встречи, и, не зная точно, когда он наступит, ежеминутно находится в состоянии ожидания; так и христиане, желающие разрешиться от тела, чтобы быть со Христом, постоянно думают и говорят: «Когда же, наконец, явимся мы пред лице Божие» (Пс.61:3). Час смерти для них то же, что час награды, час увенчания за подвиги земной жизни. Он сладок для них, как время перехода от состояния изменяемого в состояние неизменное, ибо пока человек живет в теле, он не может положиться на себя, не может успокоиться на мысли, что достиг неизменного совершенства, хотя бы стоял и на самой высокой ступени святости. Когда скончался Макарий Великий и душа его, сопровождаемая ангелами, возносилась к Богу, демоны, смотря на нее издали, кричали: «Ушел ты от нас, Макарий»! – «Нет, не ушел еще», – отвечал он. И когда душа его была вознесена еще выше, демоны снова закричали: «Ушел ты от нас, Макарий!» – «Нет, и теперь еще не ушел», – отвечал святой. Наконец, когда душа была уже во вратах царства вечности, демоны в исступлении закричали: «Ушел ты из рук наших, Макарий». – «Теперь благодатию Христа моего я действительно безопасен от козней ваших» – ответила великая и смиренная душа (Четьи-Минеи, 19 января). А ведь преподобный Макарий был величайшим из подвижников и имел ангелом-хранителем своим херувима. И он, однако, не только до смерти, но и после нее не считал себя в безопасности от демонов. – «Отец наш, чего ты так ужасаешься»? – спрашивали умиравшего святого Агафона ученики, видя страх на его лице. «Ведь ты же вполне угодил Богу!» «Да, дети, – отвечал он, – я старался исполнить Божии заповеди; но так ли я исполнял их, как угодно Богу, я еще не знаю. Одно дело – суд человеческий, а другое – суд Божеский».

«Помни последняя твоя, и во веки не согрешишь», – говорит Священное Писание (Сир.7:39). Спасавшиеся всех времен твердо помнили эту истину и сообразно с ней направляли свою жизнь. Поэтому смерть заставала всех их готовыми к кончине. Чресла их были опоясаны всесторонним воздержанием; обувь праведности на них была надета и цела; посохи, т.е. власть над страстями они держали в своих руках. В таком положении смерть была им не страшна. Они легли в гроб, как зрелая пшеница, вовремя пожатая, или как стог, в свою пору свезенный с поля на гумно.

Как же умирают праведники? – В пример кончины праведников приведем несколько рассказов.

Отходил к Богу Сисой Великий, один из подвижников 4-го века. Пред его смертью, когда сидели около него отцы, лицо его просияло, и он сказал: «Вот пришел преподобный Антоний». Немного спустя он сказал: «Вот я вижу лики пророков». И лицо его заблистало еще светлее. Потом он сказал: «Вот пришли святые апостолы». Свет лица усилился и он с кем-то стал разговаривать. Когда же старцы спросили: «Отче, с кем ты беседуешь?» – он ответил: «Ангелы пришли взять меня, а я прошу, чтобы они оставили меня на несколько минут для покаяния». – «Но ведь ты, отче, не имеешь нужды в покаянии», – возразили ему слушатели. Он ответил: «Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния». А все знали, что он совершенен. Вдруг опять лицо его заблистало. Все пришли в страх, а он говорит им: «Смотрите, вот Господь грядет; вот Он говорит: «Принесите Мне Мой избранный сосуд»… Сказав это, преподобный предал дух свой Господу («Достопам. сказания об авве Сисое»).

Преподобный Марк Фрачевский, живший 95 лет в пустынной пещере, узнав время своей кончины, просил Господа, чтобы для его погребения Он послал к нему авву Серапиона. Молитва была услышана. Серапион, руководимый ангелом, нашел пещеру Марка и был встречен им с радостью. После взаимного приветствия, пустынножитель рассказал преподобному Серапиону все происшествия своей жизни, борьбу души против страстей и все торжество над злыми духами. Серапион ничего не видел кроме Марка, ничего не слышал кроме рассказа об его жизни, и два дня показались ему одним часом. На другую ночь они остались без сна: один приготовлялся к смерти, другой благодарил Бога, что удостоился видеть такого великого старца. Кончив молитву, преподобный Марк сказал: «Велик для меня этот день: важнее он всех дней жизни моей. Сегодня душа моя отделяется от тела и идет упокоиться в небесных обителях. Я ухожу от временной жизни и всем остающимся на земле желаю спастись. Да спасутся постники, по горам и пустыням скитающиеся. Да спасутся узники, гонимые за истину Христову. Да спасутся святые обители и церкви Господни. Да спасутся все, друг друга любящие. Спасена будет вся земля и все на ней живущие». Потом взял Серапиона за руки и, поцеловав, прибавил: «Спасись и ты, возлюбленный о Христе брат!» Святой Серапион заплакал и внезапно услышал голос: «Иди, Марк, иди, верный раб Мой, отдохни в свете и радости небесной жизни!» Серапион поднял к небу глаза и увидел душу Марка, возносимую ангелами. Так представился преподобный пустынник. Уже бездыханный, он еще стоял на коленях, подняв к небу руки. Святому Серапиону казалось, что Марк еще молится; но похолодевшее тело требовало погребения» (Училище благочестия, стр. 424 – 425).

Когда св. Амвросий Медиоланский приблизился к блаженной кончине, Стилифон, первый воевода и опекун Римского императора Гонория, узнав об этом, с болезненным вздохом сказал: «Погибнет Италия, если этот святитель умрет». Потом он отправил к Амвросию знатных людей, которых умиравший уважал, и просил чрез них, чтобы угодник Божий выпросил себе у Господа еще несколько лет жизни для пользы государства. Святой обратил свой взор к небу и, в ответ на эту просьбу, сказал слабым голосом умирающего: «Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, что я, хотя и грешный человек, жил так, что не стыжусь больше жить и не боюсь смерти» (Там же, стр. 539).

Хотя не все христиане удостаиваются такой блаженной кончины, какая свойственна праведным, тем не менее каждый верующий в Господа Иисуса Христа и по мере сил своих старающийся исполнять Его заповеди, наследует жизнь вечную. «Верующий в Меня, – говорит Господь – имеет жизнь вечную» (Ин.6:17); «Если хочешь получить участие в вечной жизни, исполни заповеди» (Мф.19:17). Как исполнение закона Божия производится с разной настойчивостью, неукоснительностью и успехом, так и награда за исполнение будет не одинакова. «Ина слава солнцу и ина слава луне, – пишет св. апостол, – и ина слава звездам; так и при воскресении мертвых: каждый получит награду сообразно своему труду» (1Кор. 15:41, 3:8). Великое благо, если душа, оставив тело, будет оправдана, а не осуждена, так как всякая ступень оправдания есть блаженство во Христе, а чей удел – Христос, тот, в бесконечные веки, становясь все совершеннее и совершеннее, будет становиться вместе с тем и способнее принимать небесные блага. Но повторяем: нет нужды думать и настаивать, что блаженная кончина, свидетельствующая о праведности, есть исключительный удел лиц, посвятивших жизнь Богу, удалившихся от волнений мира в глубь диких пустынь. Скажем даже больше: описание кончины таких людей, как Марк Фрачевский, или Антоний Великий и Макарий, большей частью встречается с предубеждением. Многим совершенно непонятно то неземное настроение, какое является у праведника при кончине, непонятно то светозарное явление, которое освещает их лица, те порывы души, какие имеют место при их последнем вздохе. Поэтому, мы приведем, здесь близкое к нашему времени истинное происшествие, подтверждающее, что всех вообще умирающих во Христе смерть не страшит, что для них она только переход от земного тяжелого странствования к блаженной вечной пристани.

Вот что рассказано было впервые устно, а потом и печатано (напр., в «Домашней беседе» за 1877 год, вып. 37) о смерти одной благочестивой женщины – христианки, А. Ф. Г. «А. Ф. Г. была обыкновенная христианка, добрая мать и прекрасная жена; в замужестве прожила одиннадцать лет. Строгая хранительница уставов церкви, она соблюдала все посты и, когда ее беременность подходила к концу, не раз приобщалась святых Таин. После трудных родов А. Ф. Г. разрешилась 7 мая двумя младенцами-мальчиками. Спустя несколько дней после этого, она видела во сне Спасителя. Одет Он был, как рассказывала она, в разноцветный хитон, поверх коего было голубое покрывало. Лицо его было выше всякого описания: глаза голубые, борода каштанового оттенка, раздвоенная на конце. На вопрос больной: удостоится ли она еще раз видеть Его, Он сказал: «Да, Я скоро снова приду к тебе». После этого видения ей стало легче, явилась надежда, что она скоро поднимется. Вдруг, в ночь на 22-е мая, в положении больной произошла резкая перемена к худшему. Истощение сил обратилось как бы в паралич: отнялся язык. Пригласили духовника. Причастившись св. Таин, больная ожила: в потускневших глазах засветилась жизнь, движения стали легки и свободны, она стала выговаривать слова и прежде всего попросила священника пособоровать ее, поясняя: «Я не долго проживу». Во время елеосвящения больная подозвала мужа и сказала: «Слышишь ли ты это пение; как оно тебе нравится?» В ответ, что оно утешительно для верующего человека, больная сказала: «Да, оно приятно… оно может утешить… Приучай к нему себя и детей, а я… скоро услышу другое, лучшее пение… Там будет хорошо»… Под конец елеосвящения глаза ее закрылись, она как бы впала в глубокую бесчувственность, и только по легкому дыханию можно было догадаться, что душа еще держится в теле. В это время явились врачи, освидетельствовали пульс и сказали, что жизнь угасает, так как уже на лице выступил предсмертный пот. Один из врачей еще раз подошел, взял за руку и сказал: «Скончалась». Вдруг среди общих слез и всхлипываний умершая открывает глаза яркие и блестящие и твердым выразительным голосом спрашивает: «Где я?» Ужас овладел присутствовавшими. Врачи стояли ошеломленными. «Где я?» – повторила ожившая. «Скажите же кто-нибудь. Ужели я снова в этом душном, несносном, земном мире. Зачем я разлучилась с тем миром, где видела Спасителя. Там у всех такие прекрасные лица, а здесь какие-то безобразные, грубые». – «Ужели вы не узнаете нас; ведь, это ваш муж и дети?» – заметила одна из присутствовавших. – «Муж!? дети!? Нет, никого не знаю, и даже самых слов этих не понимаю. Я замужем не была и детей не имею. Там я видела прекрасных детей, а эти – такие дурные». Потом, после некоторого молчания, прибавила: «Не хотелось мне идти оттуда: так там хорошо, светло! Но Спаситель сказал мне: иди, живи еще там, где жила; а когда не будешь там нужна, Я совсем тебя возьму. Что же делать: надо было повиноваться, вот я и пришла сюда, опять на страдания»… «Как мне хочется видеть Спасителя… Дайте мне Его образ!» Ей подали образ Божией Матери. – «Нет, это не Его образ. Поставьте его на свое место, а мне подайте образ Спасителя. Я так Его люблю и к Нему одному стремлюсь». Подали нерукотворенный образ. – «Вот Он, – воскликнула она, – вот Он Спаситель мой, Которого я видела». Необыкновенная радость отразилась на ее лице. Она крепко прижимала к себе образ и поцеловала Его.

Мы пропускаем дальнейший разговор ожившей. Все в этом разговоре свидетельствовало о сочетании в ней двух жизней, из которых одна, земная, догорала, а другая духовная, овладевала всем ее существом. Приняв благословение от духовника, еще раз причастившись св. Таин, умирающая взяла образ Спасителя и крест со св. мощами, в последний раз приложилась к тому и другому и со словами: «Во имя Отца и Сына… и Сына»… тихо скончалась, на этот раз уже навсегда.

Покойная не отличалась ничем особенным от обыкновенных христиан, исполняющих уставы св. церкви. Чем же заслужила она великую милость и утешение в явлении Господа? Надо думать, – только чистотой своего сердца: «блаженны чистые сердцем, – сказал Сам Христос, – так как они увидят Бога». Так на ней исполнилось в наставление всех верующих великое обещание Спасителя увидеть Его прежде смерти.

Но и тот, кто начал свое покаяние, а совершить его, как следует, не успел вследствие смерти, и тот из христиан не безнадежен. Не очистив окончательно душу свою от страстей, он не может вступить в жилище чистых сердцем, а с другой стороны вера в Искупителя и добрые дела, совершенные им при жизни, не допускают ему остаться и навсегда отвергнутым. Мрак ада становится, поэтому, для него и местом наказания, и местом ожидания лучшей участи. В таком положении, конечно, ему необходима помощь. Эту помощь могут оказать, по учению Православной Церкви, только люди живые, находящиеся на земле, при помощи дарованных им от Бога средств, но никак не сам умерший, так как покаяние за гробом невозможно. Первое и наиболее действительное из таких средств, это принесение бескровной Жертвы за умерших. Как известно, церковь всегда молится «о всякой душе христианской, в вере скончавшейся», «о всех усопших в надежде воскресения живота вечного». Поэтому, очень полезно молиться за усопших и поминать их на литургии. «Превеликая будет польза душам, – пишет св. Кирилл Иерусалимский в 5 Тайноводственном поучении, гл. 9, – о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва». «Отмый, Господи, грехи напоминавшихся зде, кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих», – произносит на литургии священнодействующий, погружая в Кровь Господню части просфоры, вынутые за живых и за умерших.

Вот пример, подтверждающий, что поминовение усопших на литургии имеет такое важное значение.

Две девицы дали обет жить в чистоте, постничестве и молитве. К несчастью, насколько чиста их жизнь была по виду, настолько необуздан был их язык: осудить, оболгать, укорить было самым обычным делом этих постниц. Услышав о них, преподобный Бенедикт нарочно послал к ним своего ученика и отечески советовал удержать им язык, грозя в случае непослушания отлучить их от причащения. Безумные постницы только издевались над святым и над его верой. Вскоре после того они умерли и были погребены в церкви. И вот что вскоре было замечено. Когда совершалась литургия и диакон произносил: «Оглашеннии изыдите!» – некоторые из молящихся видели двух девиц, выходивших из гроба и из храма. Это более чем странное явление продолжалось несколько времени. Наконец, услышал о нем и преподобный Бенедикт. Он понял, что выходящие из гроба девицы, – те самые постницы, которых он за злоязычие и клевету связал. Он пролил за них слезы сердечного сокрушения и, послав просфору в этот храм, велел вынуть части в жертву Богу о упокоении их душ: с того времени никто уже не видел их выходящими вон, и христиане убедились, что злоязычные постницы жертвою и молитвами преподобного Бенедикта получили от Бога прощение (Училище благочестия, стр. 242–243).

Второе средство, облегчающее участь души после отделения ее от тела, – молитва за нее к Богу, приносимая живыми людьми. «Молитесь друг за друга, – говорит апостол, – так как великую силу имеет молитва усердная» (Иак. 5:16). Древний патерик рассказывает, что святой Макарий Великий, проходя однажды пустыней, нашел череп мертвеца. Коснувшись его, он спросил: «Кто ты»? Череп ответил: «Я был языческим жрецом в этой стране; а ты – Макарий, и я знаю, что ты своими молитвами доставляешь нам, находящимся в аду, отраду». Старец спросил: «Что же это за отрада, и в чем состоит ваше мучение?» Череп ответил: «Насколько небо отстоит от земли, настолько под нами и над нами огня; мы от головы до ног – в нем. В этом мучении никто из нас не видит друг друга. Но когда ты молишься за нас, мы имеем хоть ту малую отраду, что несколько видим лица друг друга». Макарий заплакал и сказал: «Несчастен тот день, когда родился человек… Но ужели же есть муки более тяжкие, чем ваши»? Череп ответил: «Мы, как не знавшие истинного Бога, еще несколько помилованы, но познавшие Бога и оскорблявшие Его грехами, те подвержены еще большим и тяжким мучениям»…

Третье могущественное средство к прощению грехов есть милостыня. «Милостыня избавляет от смерти и не допускает сойти во тьму», – говорится в книге Товит (Тов.4:10). «С одним подвижником, – гласит Пролог, – жил его брат. Жил он, мало заботясь о своей душе. Умер он. Брат его – подвижник, зная его нерадивую жизнь, стал просить Бога открыть ему загробное состояние души умершего. И вот однажды во сне он увидел душу покойного во власти злых духов. Старец, проснувшись, раздал неимущим все, оставшееся после брата имущество. Чрез несколько времени снова видит во сне: происходит суд над братом, и он слышит, как ангелы спорят с демонами о душе его брата. – «Душа наша, она делала то, что мы ей внушали», – говорят демоны. – «Нет, она наша, – отвечают ангелы, – она очистилась от грехов той милостыней, которая за нее роздана». – «Да, разве сам умерший раздавал эту милостыню?» – возражают бесы. Подвижник не вытерпел и в качестве свидетеля воскликнул: «Да, это я раздавал милостыню, но вовсе не за себя, а за душу брата!» Тогда демоны удалились со стыдом, а проснувшийся старец поблагодарил Бога за милосердие.

Один юноша с острова Кипра был взят в плен, отведен в Персию и там посажен в тюрьму. Родители сначала не знали, где находится их сын; потом услышали, что он умер, и начали по душе его служить заупокойные литургии и раздавать милостыню по великим праздникам Рождества Христова, святой Пасхи и св. Пятидесятницы. Чрез четыре года юноша убежал из плена и вернулся к родителям. Отец и мать, после первых объятий и слез, сказали ему: «Мы слышали, что ты, сын, умер и молились за упокой твоей души». – «Когда же, по каким месяцам и в какие дни делали вы это?» – спросил сын и, когда узнал время поминовения и молитв, с удивлением заметил: «Представьте, вы сами не знали, сколько добра мне делали. В каждый из этих дней ко мне кто-то являлся, снимал с меня цепи и выпускал из тюрьмы, так что никто этого не видел; на другой день утром я снова оказывался в тюрьме и в оковах» (Училище благоч., стр. 122).

Еще один рассказ. Святой жизни игуменья велела сестрам своего монастыря, в случае ее смерти, раздавать бедным и нищим в продолжение 40 дней поминальные обеды. Когда она скончалась, сестры исполняли ее завещание в продолжение первых десяти дней, а потом оставили. И вот преподобная явилась старшим из сестер и сказала с укором: «Зачем вы нарушили свое обещание и не исполнили моей сердечной просьбы? Да будет вам ведомо, что милостыня, раздаваемая до 40 дней, и кормление нищих умилостивляют Бога. Если грешны души умерших, то чрез милостыню, за них раздаваемую, они получают от Господа прощение грехов; если же они праведны, то благотворение приносит пользу благотворителям» (Чети-минеи, 12 августа).

Из всех трех указанных средств – бескровной Жертвы, молитв и милостыни – каждое приносит великую пользу усопшим: чрез каждое из них мы усвояем умершим плоды как наших добрых дел, так, – что еще более важно и спасительно – плоды искупительных заслуг Христа Бога. «Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы, – читаем в молитвах Пятидесятницы, – о иже во аде держимых, с надеждою для них мира, ослабления и свободы».

Христианин! Православная Церковь учит тебя прежде всего тому, чтобы ты сам время «живота своего», т.е. земной твоей жизни, провел в мире и покаянии, а затем просит тебе «от Господа христианской кончины безболезненной, непостыдной и доброго ответа на страшном суде Христовом». Все это Спаситель и даст тебе, если ты сам себя и всю жизнь свою предашь Христу Богу, на волю Его. Молись же за себя, молись и за умерших твоих сродников; поминай пред Богом каждого умершего христианина, которого ты знал, с которым вел дела, не только к тебе когда-то питавшего душевное расположение, но и обижавшего тебя, причинившего тебе вред. Чрез твои молитвы, чрез твое поминовение души отшедших получат покой, облегчение, отраду.

Источник: azbyka.ru

Месторасположение и функции сердца

Сердце – это важный орган человека, который располагается в центре грудной клетки между легкими, с небольшим смещением влево. В исключительных случаях оно может располагаться справа, когда у человека имеется зеркальное строение организма. По своей сути – это мышца, которая сокращаясь поддерживает нормальное кровообращения в организме. Сердце имеет конусовидную форму, средний вес органа – 250-300 грамм, а размеры его 10-15 см в высоту и 9-10 см у основания.

«>

Функционирование сердца

Перекачка крови – вот основная функция сердца. Данный процесс должен происходить беспрерывно, чтобы обеспечить подпитку внутренних органов кислородом и питательными компонентами. «>Работа сердечный мышцы составляет два этапа:

  • Диастола – расслабление сердца. На данном этапе кровь попадает в левое предсердие и через митральное отверстие протекает в желудочек.
  • Систола – сокращение сердца, во время которого кровь вытекает в аорту и растекается по организму, транспортируя к внутренним органам кислород.

Сердечный цикл включает следующие этапы: сокращение предсердий, которое длится 0,1 секунду и желудочков (продолжительность 0,3 сек) и их расслабление.

Сердце проводит два круга кровообращения:

  • Малый – начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии. Данный круг кровообращения отвечает за нормальный газообмен в легочных альвеолах.
  • Большой – начинается круг в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии. Главная роль – обеспечить поступление крови во все внутренние органы.

«>

Как происходит кровообращение в сердце:

  • Кровь из вен с высоким содержанием углекислого газа попадает в полые вены.
  • Из устья вен она перетекает в правое предсердие, а после в правый желудочек.
  • Кровь поступает в легочный ствол и по нему доставляется к легким. Здесь она обогащается кислородом и уже становится артериальной.
  • По артериям кровь из легких возвращается в сердце – левое предсердие и левый желудочек.
  • Из сердца кровь попадает в аорту (крупный кровеносный сосуд), а оттуда распределяется по мелким сосудам и разносится по организму.

Анатомическое строение сердца

Сердце – это мышечный орган, который снаружи окружен околосердечной сумкой (перикардом). Полость между двумя составляющими заполнена жидкостью, которая выполняет важную функцию – снижает трение сердечной мышцы и обеспечивает его увлажнение. Перикард включает три слоя: эпикард, миокард и эндокард.

«>Само сердце состоит из 4 отделов: два предсердия и два желудочка. Левый желудочек и предсердие обеспечивают циркуляцию артериальной крови, обогащенной кислородом, правая часть сердца помогает перекачивать венозную. Поступая в сердце, кровь аккумулируется в предсердиях и по достижению необходимого объема перенаправляется в желудочки.

Все отделы разделены клапанами – митральный слева и трехстворчатый справа. Главное их предназначение – обеспечение движения крови в одном направлении – из предсердий в желудочки.

При нормальном функционировании сердца правая и левая его части никак не сообщаются между собой. При развитии патологии (как правило, это врожденные пороки сердца) в перегородках могут сохраняться отверстия. В таком случае во время сокращения сердечной мышцы кровь из одной половины может попадать в другую.

Заболевания сердца

Болезни сердца в последние десятилетия все чаще поражают людей. Вызвано это низким качеством жизни, неполноценным питанием, сидячим образом жизни и большим количеством вредных пристрастий, которые есть у каждого второго человека на земле. Чаще от сердечных заболеваний страдают люди пожилого возраста. Обусловлено это физической усталостью мышцы, загустением крови, замедлением всех процессов в организме и наличием других сопутствующих заболеваний. Согласно статистике болезни сердца – это самые частые причины смерти. Все заболевания условно делятся на три группы, в зависимости от того, какая часть органа поражается – сосуды, клапаны и ткани оболочек.

«>

Рассмотрим наиболее популярные сердечные болезни:

  • Атеросклероз – это заболевание, при котором страдают кровеносные сосуды. При развитии недуга происходит их закупорка, образование атеросклеротических бляшек, которые нарушают процесс кровотока, а соответственно, мешают нормальной работе сердечной мышцы.
  • Сердечная недостаточность – это совокупность патологических изменений, при которых значительно снижается сократительная способность органа, в результате чего образовываются застои в малом или большом круге кровообращения.«>
  • Пороки сердца – это дефекты сердечной мышцы, отдельных составляющих органа, которые нарушают его нормальное функционирование. Чаще встречаются врожденные пороки сердца, приобретенные диагностируются гораздо реже.
  • Стенокардия – это опасная патология, которая характеризуется кислородным голоданием сердца, при этом происходит отмирание его клеток.
  • Аритмия – это нарушение сердечного ритма, которое характеризуется его учащением (тахикардия) или замедлением (брадикардия). Такая патология, как правило, сопровождается рядом других сердечных недугов.«>
  • Инфаркт миокарда – заболевание, при котором наблюдается недостаточность снабжения миокарда кровью.
  • Перикардит — воспаление наружной оболочки сердца — перикарда.

Лечение сердечных болезней

Лечением заболеваний сердца занимается кардиолог. Прежде чем приступать к терапии врач проводит тщательное обследование пациента, которое включает: электрокардиограмму, УЗИ сердца, общий и биохимический анализ крови, ЭКГ по Холтеру и другие исследования.

«>

Только после полной диагностики и постановки диагноза назначается терапия. Основные методы лечения сердечных болезней:

  • Консервативное лечение: сохранение физического и эмоционального покоя, прием прописанных медикаментозных препаратов, регулирование правильное питания.
  • Медикаментозная терапия применяется при любом заболевании. Чаще всего назначаются препараты для снижения уровня плохого холестерина, разжижения крови (особенно в старческом возрасте), ингибиторы и многие другие, в зависимости от диагноза.
  • Оперативное вмешательство проводится в том случае, если достичь желаемого эффекта консервативными методами невозможно, например, когда требуется установка кардиостимулятора, устранения отверстия между отделами сердца или пациент нуждается в трансплантации органа.

«>

Диагностикой и лечением заболеваний сердца должен заниматься исключительно врач (терапевт, кардиолог или кардиохирург). Категорически запрещено проводить самолечение – в лучшем случае это не принесет ожидаемого результата, в худшем – обострит ситуацию и приведет к ряду осложнений.

Источник: 24doctor.info

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации